Интервью с начальником ОПМГОПЧС управления гражданской защиты - полковником К.С. Балашовым

 

  "Об основных принципах, целях и задачах создания и использования комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций"

- Константин Сергеевич, расскажите об основной идее создания системы экстренного оповещения в ходе реализации Указа Президента РФ

- Основными принципами создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций являются: функциональная обоснованность комплексного использования для оповещения населения всех телекоммуникационных и информационных ресурсов, включая системы телерадиовещания, каналы сети связи общего пользования, системы обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Кроме того, необходима информационная, программная и техническая интеграция комплексов оповещения и систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов.

- Какие цели преследует создание системы экстренного оповещения?

- В первую очередь это сокращение людских потерь и уменьшение материального ущерба от ЧС природного и техногенного характера за счет своевременного, а самое главное гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне такой ситуации, сигналов оповещения и информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты.

- Что должна обеспечивать система экстренного оповещения?

Комплексная система экстренного оповещения населения должна обеспечивать оповещение населения в зоне экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), выбираемых в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, группы населения, которая может находиться в зоне оповещения и используемых систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов, которые могут возникнуть на данной территории.

- Каковы критерии определения зон, где будет создаваться система?

Определены критерии, на основании которых в населенных пунктах Кировской области будет создаваться комплексная система экстренного оповещения населения. Таких критериев 3. Первый, если населенные пункты попадают в зону катастрофического затопления вследствие аварии на гидротехнических сооружениях, второй, если населенные пункты подвержены опасностям лесных пожаров, третий, если населенные пункты попадают в зону химического заражения вследствие аварии на химически опасных предприятиях.

- Расскажите о механизме оповещения населения. Как это будет работать?

- Организация оповещения населения в настоящее время регламентируется «Положением о системах оповещения населения», утвержденным совместным приказом МЧС России, Министерства информационных технологий и связи России, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 в котором конкретизированы требования федеральных законов и постановлений правительства и иных нормативных документов.

Непосредственное оповещение населения осуществляется по автоматизированным системам оповещения, обеспечивающим доведение до населения сигнала «Внимание всем!» путем включения сирен и передачу краткой экстренной информации оповещения с перерывом телевизионного и радиовещания, при непосредственной угрозе возникновения или возникновении ЧС природных явлений и техногенного характера.

Создание Комплексной системы экстренного оповещения населения в строгом соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года №1522 необходимо осуществлять на всех уровнях управления – федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом.

В рамках Комплексной системы экстренного оповещения населения предлагается объединить существующие автоматизированные системы централизованного оповещения населения с системами мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля. На объектовом уровне кроме сопряжения систем оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, их необходимо сопрячь с системами оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ). Запуск систем оповещения должен осуществляться при обнаружении признаков ЧС угрожающих жизни и здоровью граждан в автоматическом режиме.

- Какие мероприятия проводятся в Кировской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации»?

На территории области кКомплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – КСЭОН)  создана  и введена в эксплуатацию распоряжением Правительства Кировской области от 14.04.2015 № 112 и актом ввода в эксплуатацию от 28.12.2013, утвержденным заместителем Председателя Правительства Кировской области – управляющим делами Правительства области Перескоковым А.В.

Постановлением Правительства Кировской области от 22.07.2013 № 218/439 утверждена 1 зона экстренного оповещения населения на территориях муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области и утверждены ее границы.

В прошлом году проведено уточнение количества зон экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) на территории области с учетом рисков возникновения ЧС и особенностей региона. Создание дополнительных зон экстренного оповещения не требуется.

В границах зоны экстренного оповещения созданы четыре системы мониторинга (автоматические системы контроля концентрации газов СКГ-А8М). Все системы мониторинга сопряжены с КСЭОН, которая в автоматизированном режиме сопряжена с региональной системой оповещения (далее – РСО). Техническое задание на проведение работ согласовано с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) и ФГБУ «ВНИИ ГО ЧС». Проектная документация согласована с Приволжским региональным центром МЧС России, ФГБУ «ВНИИ ГОЧС» и получила положительное экспертное заключение  КОГОБУ «Региональный центр ценообразования в строительстве». Все монтажные и пусконаладочные работы выполнены в полном объеме.

В результате проведенных работ в зоне экстренного оповещения увеличился процент охвата оповещением населения до 100% и снизилось время доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения на 30%.

В соответствии с государственной программой Кировской области «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Кировской области» на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/767, в 2014 году на работы по совершенствованию КСЭОН из областного бюджета было выделено и освоено 1,032 млн. рублей, на которые было приобретено дополнительное оборудование оповещения, выполнены его монтаж и пуско-наладочные работы.

Вопрос планирования финансовых средств на поддержание в готовности и совершенствование комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории области в 2015 – 2016 годах рассматривался на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кировской области, проведенном 14.06.2015 (протокол № 14).

На заседании КЧС и ОПБ Кировской области (протокол от 12.11.2015 № 25) рассматривались вопросы развития систем оповещения на территории Кировской области, использования действующих сетей государственного радиовещания, в том числе проводного, в системах оповещения, включая комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В связи с секвестированием бюджета в 2015 году проводились работы только по техническому обслуживанию системы оповещения.

Во исполнение Плана по развитию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Кировской области на 2015 год в части обучения всех категорий населения порядку действий при получении сигналов экстренного оповещения проведена следующая работа:

Вопрос о мерах, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований по обучению населения, находящегося (проживающего) на территории зоны экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, действиям при получении сигналов оповещения и экстренной информации, рассматривался на заседании КЧС и ОПБ Кировской области (протокол от 05.08.2015 № 18);

Организовано проведение занятий с населением, проживающим и находящимся  на территории зоны экстренного оповещения населения, по правилам и порядку действий при получении сигналов экстренного оповещения. В 2015 году указанные занятия проведены с 5576 гражданами, что составляет 100% от численности населения, проживающего и находящегося  на территории зоны экстренного оповещения. В 2015 году проведены 12 тренировок по готовности руководителей и персонала предприятий к действиям в случае ЧС, продолжено проведение занятий с руководителями органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

Неработающее население обучается на занятиях в учебно-консультационном пункте МКОУ СОШ п. Ключи Чепецкого сельского поселения, а также во время проведения сходов;

В образовательных учреждениях ежемесячно проводятся занятия по теме: «Внимание! Звучит сирена!»;

Со всеми категориями работников и сотрудников занятия  по изучению темы: «Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Кировской области» проводятся на рабочих местах. Проводится обучение  сигналам и порядку действий при получении сигналов экстренного оповещения;

На официальных сайтах муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» и Чепецкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района, население которых попадает в зону экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, ежемесячно размещается информация по порядку действий при получении сигналов экстренного оповещения.

Проверки  функционирования КСЭОН осуществляются ежеквартально, в соответствии с графиком проверок, утвержденным решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кировской области (протокол от 25.12.2014 № 37).  В 2015 г. проверки проведены 10.02.2015 и 14.04.2015, 08.09.2015 и 08.12.2015.  Решением заседания КЧС и ОПБ Кировской области (протокол от 02.12.2015 №27) утвержден график проверок функционирования КСЭОН на 2016 год. В 2016 г. проведены 2 проверки КСЭОН  без включения оконечного оборудования.

Проводятся ежемесячные тренировки по задействовании КСЭОН при проведении плановых проверок РСО. Проводится ежемесячное эксплуатационно-техническое обслуживание оборудования КСЭОН.

В КСЭОН готова к использованию по предназначению. 

Беседу записал начальник отделения формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Кировской области В.А. Шалаев.